Что такое СТОК? Даем ответ на этот вопрос в самом современном понимании. |
Наверное, кому-то могло показаться странным, что долгое время на ресурсе, целиком посвященному торговле стоком, до сих пор не было статьи, рассказывающей о том, что же, собственно, это такое - сток. Дело в том, что мы задумывали свой ресурс для тех, кто уже имел представление об этом термине и обо всем с ним связанном. Частично мы коснулись вопросов формирования стоков одежды в статье "Покупка стока: в мешках или на выбор". К тому же, нас вполне устраивало толкование термина stock, даваемое в Интернет, в том числе на сайтах оптовых компаний, и мы не считали нужным плодить у себя еще одну статью на эту тему. Однако, в 2009-2010 годах на рынке оптовых предложений одежды сток происходили существенные перемены, позволяющие говорить о переходе на качественно новый уровень, и само понятние стока, как нам кажется, требует сегодня более внимательного взгляда. В чем суть этих перемен, мы расскажем в позже, а в начале немного истории для тех, кто начал работу со стоком одежды недавно или только планирует открыть магазин модной одежды. Происхождение слова "СТОК"Итак, как всем известно, слово СТОК - это транскрипция английского слова STOCK, означающего "складские запасы". В Европе употребляется термин stock, а в Америке - overstock или surplus. Надо заметить, что в Европе и Америке эти термины употребляют в отношении любого товара - будь то одежда, игрушки, бытовая техника или спортивные товары. В России же сложилась устойчивая традиция называть словом "сток" именно сток одежды. Система заказа коллекций как основа для образования стока
Закупка одежды колекциями подразумевает, как правило, выбор по каталогам и последующее размещение заказа на интересующие модели с обязательной предоплатой. После того, как производитель получает заказы от всех своих клиентов, он начинает отшивание коллекций. Очень важно, что производителю почти всегда технологически выгоднее произвести больше одежды, чем получено предварительных заказов. Готовая одежда отправляется заказчикам, а излишек попадает на свободные склады производителя и его дистрибьюторов. Некоторое время после получения коллекции клиенты имеют воможность дозаказать понравившиеся модели со свободного склада. Но практически всегда к моменту выхода очередной коллекции на свободных складах остается определенное количество одежды от предыдущей коллекции, и тогда перед производителем встает вопрос - что со всем этим делать? Примерно в это время и возникает понятие "сток". Логичное на первый взгляд решение - продать все сразу с существенной скидкой - таит в себе ряд подводных камней для самого производителя. Ведь в магазинах еще остается немало товара, закупленного по высоким базовым ценам, и выброс на рынок дешевого стока означает прямые убытки для множества магазинов. Эта проблема возникла одновременно с возникновением массового производства одежды в 1980-х годах и все более усугублялась с появлением крупных игроков на рынке одежды в 1990-х. Международные корпорации - производители одежды неоднократно устраивали совместные конференции, где совещались, каким образом можно реализовать излишки продукции без существенных финансовых и, что немаловажно, имиджевых потерь. Многие люксовые бренды предпочитают уничтожать все свои излишки, чтобы не дискредитировать свой имидж низкими ценами. Но наиболее распостранены схемы, когда сток продается в города или страны, не имеющие официальных точек продаж данного бренда. Классификация стокаВ настоящее время на оптовых базах и складах одежды сток можно встретить предложения самого разного по цене и качеству товара. Чтобы понять, чем они отличаются, удобно использовать систему классификации стока одежды по категориям (A, B, С, ....), получившую распространение у ряда дистрибьюторов в последнее время. Сток категории А
Конечно, производители не дожидаются, когда у дверей их складов начнется выгрузка новой коллекции, чтобы начать освобождение площадей от стока. Поэтому у многих брендов всегда существуют предложения по низким стоковым ценам одежды из текущей коллекции, продающейся на данный момент в магазинах. И мы называем этот товар стоком категории А. Таким образом, для стока категории А характерно:
Фактически, это та же одежда, которая продается на данный момент в бутиках этих брендов, но бутики заказывали ее по предоплате, в несколько раз дороже и зачастую даже не имея возможности посмотреть образцы вживую. Сток категории ВКак видно, сток категории А подразумевает возможность выбора моделей, а везде, где есть возможность выбора, неизбежны остатки. Получается, что у стокового товара появляется собственный сток. Это по-прежнему качественный товар, но некоторых моделей в ассортименте уже нет, а по многим моделям неполные размерные и цветовые ряды. Естественно, что нет самых лучших моделей, зато в избыточном количестве остались менее удачные. Существует простой и проверенный способ реализовать такой товар: сформировать из него лоты (обычно по 20-100 единиц) и продать по усредненной цене с дополнительной скидкой. Мы называем этот товар стоком категории B. Для него характерно:
Сток категории С
До сих пор мы рассматривали только сток, образующийся у производителей и их оптовых дистрибьюторов. Но еще больше стока образуется в крупных торговых сетях. Ошибки в логистике, непредсказуемость погоды, лояльное отношение к возврату товара покупателями - вот только несколько из многочисленных факторов, результатом которых являются огромные остатки, скапливающиеся в точках продаж по всему миру к моменту выхода новой коллекции. Мы называем такой товар стоком категории С и выделяем для него следующие признаки:
Сток категории DНа самом деле, структура спроса на оптовом рынке стока такова, что покупатель готов либо заплатить больше за качественный товар, либо взять товар похуже, но только при условии крайней дешевизны. Поэтому сток из магазинов, как правило, проходит предварительную сортировку, в результате чего на рынке появляется более качественный сток категории С и низкокачественный сток категории D.
СэмплыСэмплы - это образцы, отшиваемые относительно небольшими партиями, с целью промоушена коллекции на выставках, шоу-румах, а в основном - для заказов коллекций оптовыми клиентами. Важная особенность сэмплов: они, как правило, имеют отношение к текущей или даже к будущей коллекции, так как реализуются непосредственно после формирования заказов. Сэмплы затруднительно отнести к какой-либо из перечисленных выше категорий. Для сэмплов характерно:
Какие же перемены позволяют судить о качественно ином предложении стока в 2009-2010годах? |