Что такое СТОК? Даем ответ на этот вопрос в самом современном понимании. Печать

Наверное, кому-то могло показаться странным, что долгое время на ресурсе, целиком посвященному торговле стоком, до сих пор не было статьи, рассказывающей о том, что же, собственно, это такое  - сток.

Дело в том, что мы задумывали свой ресурс для тех, кто уже имел представление об этом термине и обо всем с ним связанном. Частично мы коснулись вопросов формирования стоков одежды в статье "Покупка стока: в мешках или на выбор".

К тому же, нас вполне устраивало толкование термина stock, даваемое в Интернет, в том числе на сайтах оптовых компаний, и мы не считали нужным плодить у себя еще одну статью на эту тему.

Однако, в 2009-2010 годах на рынке оптовых предложений одежды сток происходили существенные перемены, позволяющие говорить о переходе на качественно новый уровень, и само понятние стока, как нам кажется, требует сегодня более внимательного взгляда.

В чем суть этих перемен, мы расскажем в позже, а в начале немного истории для тех, кто начал работу со стоком одежды недавно или только планирует открыть магазин модной одежды.

Происхождение слова "СТОК"

Итак, как всем известно, слово СТОК - это транскрипция английского слова STOCK, означающего "складские запасы". В Европе употребляется термин stock, а в Америке - overstock или surplus. Надо заметить, что в Европе и Америке эти термины употребляют в отношении любого товара - будь то одежда, игрушки, бытовая техника или спортивные товары. В России же сложилась устойчивая традиция называть словом "сток" именно сток одежды.

Система заказа коллекций как основа для образования стока

Закупка одежды колекциями подразумевает, как правило, выбор по каталогам и последующее размещение заказа на интересующие модели с обязательной предоплатой. После того, как производитель получает заказы от всех своих клиентов, он начинает отшивание коллекций.

Очень важно, что производителю почти всегда технологически выгоднее произвести больше одежды, чем получено предварительных заказов. Готовая одежда отправляется заказчикам, а излишек попадает на свободные склады производителя и его дистрибьюторов.

Некоторое время после получения коллекции клиенты имеют воможность дозаказать понравившиеся модели со свободного склада. Но практически всегда к моменту выхода очередной коллекции на свободных складах остается определенное количество одежды от предыдущей коллекции, и тогда перед производителем встает вопрос - что со всем этим делать? Примерно в это время и возникает понятие "сток".

Логичное на первый взгляд решение - продать все сразу с существенной скидкой - таит в себе ряд подводных камней для самого производителя. Ведь в магазинах еще остается немало товара, закупленного по высоким базовым ценам, и выброс на рынок дешевого стока означает прямые убытки для множества магазинов.

Эта проблема возникла одновременно с возникновением массового производства одежды в 1980-х годах и все более усугублялась с появлением крупных игроков на рынке одежды в 1990-х. Международные корпорации - производители одежды неоднократно устраивали совместные конференции, где совещались, каким образом можно реализовать излишки продукции без существенных финансовых и, что немаловажно, имиджевых потерь.

Многие люксовые бренды предпочитают уничтожать все свои излишки, чтобы не дискредитировать свой имидж низкими ценами. Но наиболее распостранены схемы, когда сток продается в города или страны, не имеющие официальных точек продаж данного бренда.

Классификация стока

В настоящее время на оптовых базах и складах одежды сток можно встретить предложения самого разного по цене и качеству товара. Чтобы понять, чем они отличаются, удобно использовать систему классификации стока одежды по категориям (A, B, С, ....), получившую распространение у ряда дистрибьюторов в последнее время.

Сток категории А

Конечно, производители не дожидаются, когда у дверей их складов начнется выгрузка новой коллекции, чтобы начать освобождение площадей от стока. Поэтому у многих брендов всегда существуют предложения по низким стоковым ценам одежды из текущей коллекции, продающейся на данный момент в магазинах. И мы называем этот товар стоком категории А. Таким образом, для стока категории А характерно:

  • Принадлежность к текущей коллекции
  • Широкий модельный ряд
  • Оригинальная заводская упаковка
  • Возможность выбора моделей
  • Индивидуальная цена для каждой модели

Фактически, это та же одежда, которая продается на данный момент в бутиках этих брендов, но бутики заказывали ее по предоплате, в несколько раз дороже и зачастую даже не имея возможности посмотреть образцы вживую.

Сток категории В

Как видно, сток категории А подразумевает возможность выбора моделей, а везде, где есть возможность выбора, неизбежны остатки. Получается, что у стокового товара появляется собственный сток. Это по-прежнему качественный товар, но некоторых моделей в ассортименте уже нет, а по многим моделям неполные размерные и цветовые ряды.

Естественно, что нет самых лучших моделей, зато в избыточном количестве остались менее удачные. Существует простой и проверенный способ реализовать такой товар: сформировать из него лоты (обычно по 20-100 единиц) и продать по усредненной цене с дополнительной скидкой.

Мы называем этот товар стоком категории B. Для него характерно:

  • Принадлежность к текущей или предпоследней коллекции
  • Ограниченный модельный ряд
  • Оригинальная заводская упаковка
  • Продажа лотами без возможности выбора моделей
  • Усредненная цена для всех моделей, существенно более низкая чем для стока категории А

Сток категории С

До сих пор мы рассматривали только сток, образующийся у производителей и их оптовых дистрибьюторов. Но еще больше стока образуется в крупных торговых сетях. Ошибки в логистике, непредсказуемость погоды, лояльное отношение к возврату товара покупателями - вот только несколько из многочисленных факторов, результатом которых являются огромные остатки, скапливающиеся в точках продаж по всему миру к моменту выхода новой коллекции.

Мы называем такой товар стоком категории С и выделяем для него следующие признаки:

  • Принадлежность к прошлым коллекциям
  • Отсутствие оригинальной заводской упаковки
  • Ценники и наклейки магазинов на этикетках производителя
  • Многочисленные наклейки SALE и % на ценниках
  • Продажа лотами без возможности выбора моделей
  • Широкий модельный ряд
  • Невысокая цена, усредненная для всех моделей

Сток категории D

На самом деле, структура спроса на оптовом рынке стока такова, что покупатель готов либо заплатить больше за качественный товар, либо взять товар похуже, но только при условии крайней дешевизны. Поэтому сток из магазинов, как правило, проходит предварительную  сортировку, в результате чего на рынке появляется более качественный сток категории С и низкокачественный сток категории D.

  • Принадлежность к прошлым коллекциям
  • Широкий модельный ряд
  • Отсутствие оригинальной заводской упаковки
  • Ценники и наклейки магазинов на этикетках производителя
  • Многочисленные наклейки SALE и % на ценниках
  • Возможен повышенный процент брака и неудачных моделей
  • Продажа лотами без возможности выбора моделей
  • Низкая цена, усредненная для всех моделей

Сэмплы

Сэмплы - это образцы, отшиваемые относительно небольшими партиями, с целью промоушена коллекции на выставках, шоу-румах, а в основном - для заказов коллекций оптовыми клиентами.

Важная особенность сэмплов: они, как правило, имеют отношение к текущей или даже к будущей коллекции, так как реализуются непосредственно после формирования заказов. Сэмплы затруднительно отнести к какой-либо из перечисленных выше категорий. Для сэмплов характерно:

  • Принадлежность к текущей или будущей коллекции
  • Широкий модельный ряд
  • Отсутствие оригинальной заводской упаковки
  • Наличие ярлыков "Sales Sample", "Not for sale"
  • Отсутствие цены на ярлыке
  • Возможно отсутствие внутренних ярлыков с составом
  • Продажа лотами без возможности выбора моделей
  • Невысокая цена, усредненная для всех моделей

 

Какие же перемены позволяют судить о качественно ином предложении стока в 2009-2010годах?

Полный текст статьи доступен  только для зарегистрированных пользователей

 
Комментарии (6)
1 03.05.2010 20:27
bomari
Полностью согласна!
2 10.05.2010 22:33
juli
Спасибо за кассификацию.Отличная статья!
3 13.05.2010 00:40
мимин23
нда...вот оно как всё обстоит..спасибо,разложили по полочкам
4 27.05.2010 20:33
MetiS
Отличная статья!Век живи-век учись.Еще бы в каталоге поставщиков указать,какими категориями они преимущественно торгуют.
5 09.08.2010 15:38
ВиВат
Очень поучительная статейка. Вот бы еще поставщики не мешали все категории стоков в один микс, было бы великолепно.
6 30.09.2010 00:06
taniy7577
Спасибо! Хороший материал!
yvComment v.1.20.0