Итоги года - 2012 Печать
Автор: Администратор   
21.01.2013 08:20
Уважаемые коллеги, предлагаем ознакомиться с нашим традиционным обзором прошедшего года и прогнозом на новый 2013 год касательно рынка торговли одеждой и стоком в частности. Комментарии приветствуются!

Cравнение 2012 и предыдущих лет


Большинство российских предпринимателей, занятых в нашей отрасли, в 2012 году в целом отмечают 5-10% рост продаж по сравнению с предыдущим годом. Конечно, это средний показатель и значительные отклонения имеются как в большую, так и в меньшую сторону.

Ключевым моментом 2012 года была необходимость уделять значительное внимание развитию бизнеса. Если в "жирные" докризисные годы покупательского спроса хватало на всех - скорее не хватало товара, то в последнее время налицо обратная ситуация: товарное предложение с каждым годом все качественнее, но спрос становится все более избирательным. В результате те, кто не уделяет достаточное внимание развитию либо действует не в том направлении - оказываются на периферии спроса. Многие признаются в падении выручки до 50% по отношению к прошлому году, возможно и больше. Причем касается это самых разных товарных групп - от стока до Турции и Китая. Примечательно, что в 2012 году можно было наблюдать и закрытие некоторых франчайзинговых магазинов.

Возвращаясь к сравнению с 2011 годом, можно отметить, что начало и первая половина 2012 года продолжали позитивный подъем конца 2011 года, но ближе к концу года, начиная с осени, наметился явный спад, причем это прозошло не только в торговле, аналитики отмечают его в различных областях экономики. И если у более успешных магазинов данный спад выразился скорее в отсутствии роста, то менее успешные испытали просто катастрофические провалы.

Апогеем падения стал декабрь, который в целом не оправдал ожиданий предпринимателей. Покупатели проявили очень слабый интерес к покупкам нарядной одежды, по-видимому, решив ограничиться уже имеющимся гардеробом. К сожалению, есть основания полагать, что такие покупательские настроения продолжатся и в 2013 году, но об этом позже.

Наш взгляд на причины падения спроса


Не претендуя на истину в последней инстанции, мы бы хотели поделиться своими взглядами на причины снижения покупательской активности. Прежде всего, как мы отмечали и в предыдущих обзорах, по нашим ощущениям "из-за прилавка", рост 2011 года был связан с ростом потребительского кредитования. Это, в частности, было заметно по возросшему потоку оплаты покупок по кредитным картам.

Но что такое кредит для человека, который тратит его не на бизнес, а на потребление? Это всего лишь отсрочка неизбежных выплат. Сегодня на кредитную карту покупается техника, мебель и одежда, но завтра кредит нужно отдавать, и тогда уже ничего больше не покупается - весь бюджет уходит на погашение кредита.

На наш взгляд, именно к концу 2012 года закончился "кредитный лимит" у основной массы потребителей, и возникла элементарная нехватка средств на покупки товаров длительного спроса, которые можно покупать относительно редко и к которым как раз относится одежда.

Кроме того, в очередной раз возросли семейные расходы, к примеру, квартплата осенью выросла как минимум на величину оплаты за отопление, возникли школьные расходы и т.д.

Сток


К сожалению, в настоящее время мы не можем себя назвать экспертами всего стокового рынка, так как некоторое время назад ушли в премиальный его сегмент, и о том, что происходит в эконом-классе, узнаем только из бесед с коллегами.

Но пока все, что мы слышим, свидетельствует о том, что чем ниже ценовая категория товара, тем более выражено падение спроса. Как иллюстрация этого вывода, многие наши знакомые секондовики вообще перестали закупать сток.

С другой стороны, сам по себе переход на более дорогой товар не гарантирует вообще ничего, так как параллельно с этим необходимо делать значительные вложения в интерьер и экстерьер магазина и примириться с мыслью, что вы потеряете большинство своих прежних клиентов, а вот на это пойти в действительности мало кто готов. Однако мы считаем, что ориентироваться на очень узкую группу традиционных покупателей стока - это тупиковый путь, и вот почему.

Все, что мы хотим сказать, относится к стандартным стоковым магазинам площадью в несколько десятков квадратов, торгующим полным ассортиментом от белья до верхней одежды. Увы, приходится признать, что завсегдатаи таких магазинов - это довольно узкая категория покупателей, но при этом они крайне развращены обилием предложения и низкими ценами. Именно эта избалованность заставляет их раз за разом приходить в стоковый магазин, выискивая шикарные вещи по сверхнизким ценам. Неприятно это осознавать, но на самом деле они уже не уважают ни товар, ни магазин. При этом покупают они все реже, так как у них уже давно есть все, что им надо, и даже больше. Они скупают только самые сливки, а кто же будет покупать остальное? Необходим приток нового контингента, но здесь нас ждет трудность. Дело в том, что подавляющее большинство обычных, не стоковых покупателей совершенно не готовы покупать в стандартных стоковых магазинах. И, на наш взгляд, главная причина - в несоответствии этих магазинов общепринятым стандартам.

Если несколько лет назад интересный и необычный, да и просто качественный ассортимент во многом определял успешность магазина, то по мере насыщения рынка на первый план выходят совершенно другие, и казалось бы, второстепенные ориентиры.

По нашим наблюдениям, подавляющее большинство тех, кто покупает брендовую одежду, заходя в магазин, ожидают от него соответствия стандартам, которые задают крупные торговые сети и современные торговые центры. В первую очередь, это современные интерьер и оборудование, а также, большой выбор - в том числе размерных рядов. Рассматриваемые нами классические стоковые магазины не могут похвастаться ни тем, ни другим. Поэтому, обычные покупатели не воспринимают стоковый магазин как место постоянного совершения покупок.

Мы говорим о покупателях брендовой одежды, но ведь есть еще и любители Китая? К сожалению, как показывает опыт, эта категория покупателей, ориентируясь главным образом на низкие цены, не считает брендовую одежду достойной для себя альтернативой и привлечь ее в стоковый магазин еще труднее.

Варианты решения проблемы


Прежде всего заметим, что рассмотренная ситуация характерна для крупных городов, и в более мелких городах пока еще все не так плохо, а в отдельных городах возможно самый расцвет стока еще только впереди. Но по мере неизбежного насыщения рынка и небольшие города столкнутся с проблемой низкого покупательского спроса на сток.

Как же расширить круг своих покупателей? На наш взгляд, вариантов всего два:

Полный текст статьи доступен только для зарегистрированных пользователей

Прогноз на 2013


Как полагают уважаемые аналитики, в ближайшие несколько лет нас ждет не кризис, но стагнация. Это означает, покупательская активность будет снижена, а значит покупателей не будет хватать на все магазины, и количество магазинов будет уменьшено, чтобы выдержать баланс спрос-предложение. Январь, судя по всему, уже подтверждает эти выводы.

У предпринимателей возникает много опасений в части действий правительства в отношении малого бизнеса. В частности много разговоров про увеличение налогов в ПФ для предпринимателей. Действительно, в конце 2012 года приходилось наблюдать массовое закрытие ИП, но если честно, то для нормально работающего бизнеса эти расходы возросли несущественно, а закрывались в основном те, кто фактически не вел деятельности. Что касается введенной с 2013 альтернативы в виде патентной системы, то, как оказалось, она для большинства магазинов не является более выгодной, чем ЕНВД. Однако, в течение нескольких лет планируется всеобщий переход на патентную систему и придется постепенно к этому готовиться.

Более опасным представляется введение налога с продаж, которое активно сейчас обсуждается. Если будет принят соответствующий закон, то снова здравствуйте кассовые аппараты, обслуживание и ЭКЛЗ, не говоря уже про лишние налоги, которые конечно хотелось бы переложить на покупателей, но практически это сделать сразу обычно не получается.

В любом случае, мы считаем, что год 2013 будет непростым годом для торговли одеждой, и не все магазины его переживут.

Оптовик года


Мы несколько лет не присваивали эту номинацию, так как не хотели никого обижать. Мы сотрудничали и сотрудничаем со многими уважаемыми оптовыми компаниями и благодарны им за тот вклад в развитие отрасли, который они делают. Многие наши поставщики, являясь рекламодателями на этом сайте, способствуют его развитию и популяризации стоковой торговли в стране. Отдельно хотелось бы поблагодарить компании: Семерка Стиль (Москва), Стокбург (Санкт-Петербург/Екатеринбург), Стокинфо (Москва) и Perspectus (Литва).

Но именно в 2012 одну компанию хотелось бы выделить особо, за ее масштабность, последовательность в достижении поставленных задач, мощное развитие, гибкость, а с точки зрения клиентов - широчайший, непрерывно растущий ассортимент и высокую клиенто-ориентированность. Некоторые нас упрекают в том, что на нашем портале этой компании слишком "много". Однако, это свидетельствует только о том, что руководство компании стремится держать руку на пульсе событий и чутко реагировать на все настроения участников рынка. Такая возможность дана на нашем портале абсолютно всем, но именно компания Rosa Inter-Service Gmbh и ее головное представительство в России - компания City-Style Spb- на наш взгляд, наиболее полно смогли ей воспользоваться, за что мы и присваиваем им звание "Оптовик года 2012 по версии STOCKBIZ".

Обновлено 22.01.2013 12:46